Дорожно-тропиночная сеть является основным элементом благоустройства территории городских лесов.
Хорошо продуманная планировка дорожно-тропиночной сети организует целенаправленное передвижение посетителей по территории рекреационных лесов и сохраняет напочвенный покров от вытаптывания, а почву от уплотнения. Существующая в городских лесах есть дорог в основном обеспечивает доступ в лесные участки для осуществления полноценной охраны леса и организации отдыха.
Существующая тропиночная сеть размещена неравномерно и представлена стихийно-проложенными тропинками и дорожками, преимущественно вокруг садово-огородных кооперативов, селитебной части города и по берегам водных объектов.
В предстоящие 10 лет предусматривается строительство тропиночной сети в общей сложности протяженностью не менее 10 км, в том числе: в Бийском участковом лесничестве – 7 км, Бийско-Катунском – 3 км в целях обеспечения подхода отдыхающих к видовым точкам, ландшафтным полянам и другим, наиболее красивым в эстетическом плане местам.
Прогулочные тропы и подъезды к местам отдыха рекомендуется планировать самостоятельно, максимально используя уже существующие тропинки и дорожки.
При планировании тропиночной сети необходимо учитывать, что основное назначение ее – распределять посетителей по территории в определенных направлениях и показать по пути следования наиболее живописные и интересные участки. Обозрению всего разнообразия ландшафтов наиболее способствует свободная, пейзажная, увязанная с рельефом местности планировка.
Тропиночная сеть должна наиболее полно охватывать всю территорию, естественно вписываться в ландшафт, по мере возможности быть доступной в бесснежный период. Она должна быть увязана с рельефом местности.
Густота дорожно-тропиночной сети зависит от ожидаемой посещаемости и биологических особенностей леса. В функциональных зонах с высокой посещаемостью (оздоровительная, активного отдыха) площадь ее может составлять 10-12% от площади зоны, а в зоне со слабой посещаемостью (тихого отдыха) – 2,5%.
Для поддержания имеющихся в городских лесах дорог, связывающих лесные массивы между собой в надлежащем состоянии, необходимо ежегодно осуществлять так называемый «ямочный ремонт», т.е. размытые под воздействием атмосферных осадков участки дорог засыпать песочно-гравийной смесью с последующей планировкой.
Строительство троп необходимо начинать с расчистки профиля тропы от древесно-кустарниковой растительности и валежной древесины. Затем готовится основание (полотно) тропы путем его профилирования, насколько позволяет местность. На подготовленное основание тропы насыпают песчано-гравийную смесь. Песчано-гравийные смеси можно готовить непосредственно н полотне тропы. Примерный состав смеси следующий:
1.Песок среднезернистый |
- 60% |
2.Глина |
- 15-20% |
3.Гравий горный (фракции зерен до 2-3 см) |
- 20-25% |
4.Толщина покрытия для пешеходных троп |
- 12 см. |